Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Ползунов
Иван Иванович

Номинирован пользователем lyssi

14 марта 1728 — 27 мая 1766
Изобретатели
всего голосов
32
  • Ползунов Иван Иванович родился на Урале, в семье простого солдата. Он учился в первой русской Горнозаводской школе в г. Екатеринбурге. В 14 лет вынужден был пойти работать на завод. Он был «механическим учеником» у главного механика уральских заводов Н. Бахарева. Четверть века работал он на предприятиях горного Урала. Пильная мельница была первым заводским сооружением, возведённым под руководством Ползунова.
  • В январе 1758 года ему предстояла поездка в Петербург в качестве сопровождающего каравана с драгоценным металлом, в помощь Ширману, а так же для закупки нужных заводу товаров. Сдать драгоценные металлы, было доверено Ползунову, а принимал их лично директор Монетного двора И. В. Шлаттер. После Петербурга Иван Иванович задерживается в Москве на 3 месяца, для закупки товара. Здесь он и находит своё личное счастье – знакомится с молодой солдатской вдовой Палагеей Поваляевой, которая, впоследствии, становится его женой.
  • Его обширная заводская практика и подсказала ему возможность замены водяного колеса, основного двигателя того времени, на паровой двигатель. В 1763 году Ползунов разработал и представил начальству детальный проект и расчёты универсального двигателя, мощностью 1,8 л.с. (1,3квт) – первого в мире двухцилиндрового двигателя с объединением работы цилиндров на один общий вал.
  • Построить свою машину Ползунову удалось не сразу. Не хватало знаний у народа и оборудования, да и в начальственных кругах не сразу поняли, в чём состояло её новшество. Двигатель в проекте 1763 года предназначался для подачи воздуха в плавильные печи воздуходувными механизмами. И все же к 1766 году работу удалось закончить. Он не дожил до окончательного испытания машины всего неделю, умер от чахотки. Дело завершали его ученики. Принцип работы ползуновской машины и теперь применяется в поршневых двигателях.
  • В 1784 году Джеймс Уатт получил патент на универсальный тепловой двигатель, завоевавший вскоре всемирное призвание. А машина Ползунова, простояв 15 лет, 5 месяцев и 10 дней, в марте 1782 года была разобрана.
  • Сегодня рабочая модель двигателя Ползунова находится в Краеведческом музее города Барнаула.

Рассказать друзьям:


Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ