Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Лодыгин
Александр Николаевич

6 октября 1847 — 16 марта 1923
Изобретатели
всего голосов
42
  • Родился в семье из династии кадровых военных. Дворянский род Лодыгиных имел общих предков с фамилиями Романовых, Сухово-Кобылиных, Шереметевых, Колычевых и Епанчиных.
  • Еще во время службы увлекся идеей создания электролета и, уйдя в отставку, устроился рабочим на Тульский оружейный завод, чтобы скопить денег на поездку в Петербург.
  • В сентябре 1870 года, будучи 23 лет от роду, подал прошение военному министру России — генералу от инфантерии и кавалеру Милютину: «Опыты, произведенные комиссиею над применением воздушных шаров к военному делу, дают мне смелость обратиться к Вашему превосходительству с просьбою обратить Ваше внимание на изобретенный мною электролет — воздухоплавательную машину, которая может двигаться свободно на различных высотах и в различных направлениях и, служа средством перевозки груза и людей, может удовлетворить в то же время специально военным требованиям…» Министр не заинтересовался. Тогда изобретатель написал в Париж и предложил французскому правительству использовать летательный аппарат в только что начавшейся войне с Пруссией.
  • Дождавшись положительного ответа и обещания получить на строительство электролета 50 тысяч франков, с помощью друзей кое-как собрал 98 рублей на дорогу и в том же году отправился во Францию в чем был — армяке, рубашке навыпуск и сапогах.
  • Когда Лодыгин приехал во Францию на заводы Крёзо для работы над боевым летательным аппаратом, его приняли за немецкого шпиона. Доказать свою причастность к «делу государственной важности» в части вооружения Франции, воевавшей в тот момент с Пруссией, Лодыгин не смог, поскольку его чемодан с чертежами по пути был похищен. Изобретателя чуть не повесили, но в конце концов отпустили.
  • Электролет Лодыгина представлял собой продолговатый сигарообразный снаряд, снабженный двумя воздушными винтами. Один, расположенный на конце снаряда, должен был тянуть его в горизонтальной плоскости, а второй (на боковой поверхности) обеспечивал подъем. Предполагалось, что электролет сможет поднимать в воздух до 2 тысяч пудов груза. Принцип действия своей летательной машины изобретатель описывал так: «Если к какой-либо массе приложить работу архимедова винта и когда сила винта будет более тяжести массы, то масса двинется по направлению силы».
  • Изобрел электрическую лампочку, потому что она была нужна для электрического освещения электролета по ночам. В 1874 году был удостоен престижной Ломоносовской премией (ежегодная премия Петербургской академии наук) за изобретение лампы накаливания.
  • Отправил в Америку патентную заявку на угольную лампу накаливания, но не смог уплатить патентных сборов. В итоге американский патент на лампу накаливания с угольной нитью в 1879 году получил Эдисон, который, по сути, лишь усовершенствовал лампу Лодыгина. Эдисон воспользовался изобретением Лодыгина, ознакомившись с образцами ламп накаливания, привезенных из России в Америку морским офицером А.М. Хотинским, командированным Морским министерством для приемки крейсеров.
  • Современные лампы с вольфрамовыми нитями — дальние родственники ламп Лодыгина.
  • Для практического применения ламп накаливания создал «Товарищество электрического освещения А. Н. Лодыгин и К°», выпустившее акции, которые охотно раскупались. Но вскоре возникли проблемы с компаньонами, поскольку акционеров интересовали прежде всего прибыли. Об этом писал журнал «Электричество»: «Изобретение Лодыгина вызвало большие надежды и восторги в 1872-1873 гг. Компания, составившаяся для эксплуатации этого совершенно невыработанного и неготового способа, вместо энергичных работ по его усовершенствованию, на что надеялся изобретатель, предпочла заняться спекуляциями и торговлей паями в расчете на будущие громадные доходы предприятия».
  • Получил орден Станислава III степени (редчайший случай для русских изобретателей) за участие в Венской электротехнической выставке, где его лампы по многим параметрам были признаны более совершенными, чем зарубежные аналоги.
  • В период с 1871 по 1874 год проводил опыты и демонстрации электрического освещения лампами накаливания в Адмиралтейских доках (чем заинтересовал морское ведомство, увидевшее возможность освещения боевых кораблей), Галерной гавани, Технологическом институте и т.д. Инженер Н.В. Попов так описал самую первую демонстрацию уличного освещения лампами накаливания: «На двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Масса народа любовалась этим освещением, этим огнем с неба. Многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно было читать при керосиновом освещении и при электрическом».
  • Уехал из России в 1884 году, когда оказался под надзором полиции из-за своей связи с революционерами-народниками. По окончании Русско-японской войны вернулся на родину, но по идеологическим соображениям и из-за финансовых проблем в 1917-м вернулся в США. Через несколько лет получил приглашение из России принять участие в плане ГОЭЛРО, но отказался, поскольку был серьезно болен.

Рассказать друзьям:


Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ