Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Ломоносов
Михаил Васильевич

8 ноября 1711 — 4 апреля 1765
Химия
всего голосов
6638

Ломоносов: самородок или адепт тайного знания?

igorn, 29 октября 2010
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик...



Можем ли мы сказать про Михаила Васильевича Ломоносова, что это тот человек, который перевернул мир? Тот самый мир, в котором жили наши предки, и в котором теперь живём мы.
Наверное, нет. Но он стал тем человеком, без которого бы не существовало того положение вещей в нашем здесь и сейчас, которое привычно и правильно.
Говоря «мир многополярный», имеем в виду, что некие силы обеспечивают «систему сдержек и противовесов». Да что там противовесы? Без Ломоносова сегодняшней России просто бы не существовало.
Потому что наука - это передовые технологии. А страна, которая не обладает передовыми технологиями - обречена.
Своим примером Ломоносов показал, что наука – не прерогатива западноевропейских деятелей. Русские по праву и на равных могут принимать участие в раскрутке двигателя процесса. На долгие годы память о его достижениях на поприще химии и физики оставалась путеводной звездой для отечественных ученых.

Принято считать Ломоносова самородком, за душой которого ничего, кроме любопытства и страсти к знаниям. Но на самом деле он гениальный связник между современной ему наукой и кладезем знаний русского народа. Именно связав одно с другим, он и не позволил миру стать однополярным, не дав втуне исчезнуть знаниям предков, как это случилось, например, с древнекитайскими и древнеарабскими достижениями, превратившимися в мертвую историю под напором европейских академиков.



Когда в научной работе приводится список использованной литературы, воспринимается это как должное. Не зазорно использовать информацию, полученную другие исследователи-ученые. А как отнесёмся к научному труду, в котором (предположим) по недосмотру ссылки отсутствуют? После восхищения работой, проделанной автором, не наступит ли разочарование, что тот обобщил результаты экспериментов, проведённых давным-давно?
А что делать с "атомным проектом"? Теперь мы все знаем, что успех советских ядерщиков был бы не столь ярким (да и был ли он возможен?) если бы не помощь американских друзей через "абелей" и "штирлицев".
Что чувствовали ученые, получая награды правительства и всенародную любовь, зная, что их заслуга велика, но не на столько, как думает большинство?
А если ученый обладает информацией, об источнике которой не знает вообще никто, а он сам не имеет права ни раскрывать, ни даже дать хоть кому-нибудь догадаться, что у него имелась как минимум "подсказка".

Одним из распространённых мифов о Михаиле Ломоносове является тот, что пришел он в Москву с обозом замороженной рыбы совсем-совсем неграмотным. Недавно, как грандиозную сенсацию российские СМИ преподносили известие, что в одной из старинных книг (купеческие записи) был обнаружен автограф Михаилы Васильевича, оставленный им вместо отца. "Он писать умел!" - восхищались журналисты. Меж тем другие биографы скромно упоминают, что научила его читать "рано умершая" мать, и мальчик прочитал и Смотрицкого, и Магницкого, и Симеона Полоцкого.
А еще пишут, что дедушка по матери у Михаила - дьякон. А то, что в Холмогорах архиепископ Афанасий собрал огромную для того времени библиотеку... Эти обстоятельства намекают: нельзя исключать, что домашнее образование у Ломоносова было очень даже неплохое.
Как же тогда его учеба? Жил впроголодь, прилежно учился...
А чем плохо, спрошу я вас, быть "вечным студентом"? Москва восемнадцатого века не Москва ХХ, и даже не чеховская Москва конца века XIX, но...
А что он мог бы узнать в Холмогорах? Разве что:

"Архиепископ Афанасий был образованным человеком, в описи его библиотеки содержатся 270 названий книг и 490 отдельных томов, в том числе книги на латинском, греческом и немецком языках, медицинские, исторические, географические, военные сочинения. В его доме имелись «книга атлас», «книга карта морская», «всякие картины и чертежи», «два глобуса на станках», «компас», «двенадцать чертежей да две карты морские». Владыка основал первую на русском Севере обсерваторию (телескоп вначале находился в одной из келий, а затем на колокольне Спасо-Преображенского собора)".

Кто ж знает, как долго просуществовала обсерватория после смерти Владыки в 1702 году? Может радениями служек Спасо-Преображенского собора можно было любоваться в телескоп на звезды вплоть до "времён очаковских и покоренья Крыма"? И наблюдать за планетами Михаил Васильевич привык с детства?

Допустим... А открытия в области физики и химии? Да те же мозаичные картины? Тут-то он ничего не мог почерпнуть из детских воспоминаний!
И это не совсем так. Например, искусство изготовления цветного стекла было на Руси хорошо известно еще в домонгольское время. Да и после не все секреты мастерства утеряли русские умельцы. Камни драгоценные дорогое удовольствие и очень часто в церковной утвари и княжеских украшениях достойное место занимали не самоцветы, а их имитации.

Что говорит история?
"Грозный решил обратиться за советом к потусторонним силам и велел немедленно доставить из Холмогор кудесников и колдуний. Шестьдесят "экстрасенсов" были привезены в Москву и посажены под стражу. Под страхом смертной казни с ними не имел права разговаривать никто, кроме любимца Грозного - Богдана Бельского, единственного человека, которому ещё доверял русский царь... Он не знал, что Богдан изменил ему и вошёл в тайный сговор с Годуновым. Предсказания кудесников были мрачными: они пророчили царю смерть на 18 марта."
Понятно, что 60-ю (по другим сведениям - 300) колдунами ( кое-кто считает, что там были и ведьмы) из Холмогор (по другим источникам - Карелии, но это вряд ли) количество ведунов в Холмогорах не ограничивалось. Наверняка остались те, кто в это время находился в отлучке или считался не достаточно "сильным" что бы предстать пред царские очи. Совершенно понятно, что после уничтожения большинства хранителей тайных знаний оставшиеся в живых старались сделать всё, чтобы не привлекать внимания к себе и своему умению.

А знания передавались следующим образом: мальчика учили с трёхлетнего возраста. Обычная практика средних веков, именно в три года заканчивалось детство будущих князей и рыцарей. Так же, как и будущих колдунов.

Да. Михаил Ломоносов был просто-напросто колдун. Простой русский колдун. Другое дело: знания, что Ломоносов передал в светский мир, всё равно в ближайшее время перестали бы быть эзотерикой. Так почему бы не получить с этого какую-то прибыль? (Другой известный случай, как адепты тайных знаний продавали информацию - способ перемещения Гром-камня для памятника Петра Великого.)
Кстати, если кому интересно, то можно посмотреть так называемые "Письма Махатм" (конец 19 века). В частности, там говорится о физике света и электричестве. Правда вскользь, но то, что адепты имеют некоторые сведения в этих разделах физики, становится понятно.
Однако, вернёмся к Михаилу Ломоносову.

Его прохладное отношение к религии. Это обычно для колдунов. Как и стремление обучить многих людей.
Отдавая должное заслугам Ломоносова, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширять пределы истинного познания природы...». Тут не прибавить, не убавить…
По-видимому, обычно обучение молодого Ломоносова тайным знаниям происходило во время плаванья на промысловых баркасах, отсюда и его любовь в юности к выходам с отцом в море.
Так что, самородком Ломоносов не был.

Однако то, что он не "самородок", а человек, который с раннего детства и по самой смерти служил родной стране делает его менее великим? Не знаю может кто-то и не согласен, а по сути, это возносит его на недостижимую высоту. Ученых много, а таких как Ломоносов, которые передают человечеству (всему человечеству, а не ограниченному кругу лиц) Знания за всю историю этого самого человечества: раз-два и обчелся.

Нет, Ломоносов не перевернул мир, как Будда или Христос. И вклад его в мировой прогресс, наверно, меньше, чем Ньютона, Эйнштейна или Эдисона. Но, может, мир перевернёт открытие, что европейскую науку двигал русский колдун?

Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ