Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Шиловский
Петр Петрович

Номинирован пользователем Bosik

5 июля 1871 — 1940
Изобретатели
всего голосов
7

Петр Шиловский - забытое имя российской науки?

Bosik, 27 октября 2010
Наука – это драма идей.
А. Эйнштейн
…Весной 1911 года в Петербурге отмечался юбилей первой российской железной дороги. По случаю этого грандиозного праздника Русское техническое общество организовало в столице выставку, центральным объектом которой была модель гироскопической железной дороги. По единственному кольцевому рельсу, проложенному в зале, «бегал» небольшой состав из трех вагончиков. В числе посетителей выставки был царь Николай I, который, как и многие, был восхищен этим изобретением. Пояснения по работе этого устройства давал сам его изобретатель – Петр Петрович Шиловский
Много ли современному человеку скажет имя этого героя? Думаю что нет. А жаль. Если бы не трагическая судьба России в начале 20 века, то мы бы сейчас ездили не на скоростных электропоездах, а на более совершенной технике. Все, наверное, было бы по-другому, но этого не произошло. Так что же сделал этот человек, идеи и изобретения которого спустя сто лет не устарели, а наоборот, широко используются в повседневной жизни?
Прежде чем поведать о его изобретениях, я хотел бы рассмотреть его «уникальную» биографию. Я считаю, что некоторые фрагменты его биографии достойны большего уважения, чем его изобретения. «В чем же ее уникальность?», - спросите вы. П.Шиловский совместил в себе, казалось бы, не совместимые «вещи»: чиновник и изобретатель. С одной стороны он был чиновником, наделенным огромной властью в своей губернии, а с другой – изобретателем, который даже не имел технического образования. По-моему мнению в этом и заключалась ее уникальность.
П.Шиловский стоял у истоков в области работ по гироскопам. Он был одним из первых в мире изобретателем, который разработал автомобиль и железную дорогу, работающих на гироскопическом эффекте.
В 1909 году П. П. Шиловский получает патент на «Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел» в России
Через некоторое время, после получения патента он добровольно складывает все свои полномочия и становится изобретателем и «обычным» человеком. Этот фрагмент его биографии также является удивительным: чиновник, отказавшийся от власти ради науки. Хотя, он мог бы «продвигать» свои изобретения за счет госбюджета. Но он этого не сделал. Я считаю, что в нынешней России такого бы не произошло. В «наше время» никто из власти сам не уходит. Наоборот, добравшись до власти, человек старается «ухватится» за нее всеми возможными способами.
Итак, после ухода его из власти, он решается построить «гиромобиль», но денег на его постройку он не находит, даже, несмотря на то, что он был губернатором, и он строит его в Англии. Спустя несколько лет он демонстрирует рабочую модель «гиромобиля» в Лондоне. Данная машина держалась в состоянии равновесия благодаря гироскопическому эффекту, производившемуся тяжелым маховиком, располагавшимся под днищем автомобиля, в его центре. После начала Первой мировой войны, эта машина была законсервирована, а через 30лет ее пустили на утилизацию.
После демонстрации в Лондоне английскими учеными моделей однорельсовых поездов, в мире предпринимаются попытки построения однорельсовых дорог. Да и Россия не осталась в стороне. Было решено построить монорельсовую дорогу Петроград – Царское село. Этот проект был очень смелым. Скорость движения по этому маршруту должна была доходить до 150км/ч. Российскими инженерами во главе с П.Шиловским был разработан проект гироскопического поезда, было проложено 12км пути, но в 1922г. финансирование проекта прекратили. Конечно, очень жаль, что мы такой дороги не увидели, ведь у страны был шанс иметь то, чего не было ни у кого.
П.П.Шиловскому также принадлежит множество устройств, основанных на гироскопическом эффекте (указатель курса, успокоитель качки корабля и др.). Спустя некоторое время Шиловский иммигрировал в Англию и выпустил там книгу о применении гироскопов.
Я думаю, что таких людей как Шиловский, забывать не надо. Россия должна помнить своих героев. Ведь таких людей, как Шиловский в нашей стране не единицы.

Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ