Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Вентцель
Елена Сергеевна

Номинирован пользователем Мулен Руж

21 марта 1907 — 15 апреля 2002
Математика
всего голосов
54

Отдать себя до капельки...

Мулен Руж, 27 октября 2010
Памяти Елены Сергеевны Вентцель


Женщины бывают красивые, симпатичные и интересные.
Лев Ландау

Итак, она звалась Еленой… О великих русских женщинах хочется говорить только словами великих людей. Елена Сергеевна Вентцель всю свою жизнь отдавала другим.
Свои знания, опыт, чувства, мысли. Это была не самоцель, не самореклама – это была потребность ее души. Души русской женщины, души ученого, души писателя и просто интеллигентного человека.
В то непростое время, когда происходило становление Елены Сергеевны как ученого, тяжелее всего приходилось именно интеллигенции, тончайшей прослойки одурманенного мракобесной идеологией общества. Сложно было не только творить, сложно было просто жить. И те, кто пережили и травлю науки, и травлю интеллигенции, и просто искоренение всего передового и творческого из сознания народа, они и дали новые ростки возрождения научного и культурного потенциала
русского народа в послевоенные годы.
Защитив в 1954 году докторскую диссертацию, Вентцель Е.С. через год стала профессором Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. Если где и сохранились в эти годы в армии представители военной интеллигенции, так это в военных училищах и академиях. Именно на них и легла вся тяжесть духовного возрождения армии.
Елена Сергеевна, как никто, видела трудности на этом пути. Середина двадцатого века среди советских ученых ознаменовалась победой антинаучных теорий, полным отрицанием генетики, кибернетики и родственных им наук. Это было время, когда научные законы и целые научные направления отменяли партийными постановлениями.
Многие математики того времени, и Вентцель Е.С. в их числе, встали на борьбу за возвращение научных подходов во всех сферах жизни общества. Как талантливый математик, Елена Сергеевна понимала, что без кибернетики, как науки об организации сложных систем и управлении ими, в военном деле не обойтись. В это время она с мужем работала над проблемами повышения вероятности поражения объектов противника ракетами и бомбами. Эти проблемы как раз и были тесно связаны с элементами кибернетики – управлением сложными ракетными комплексами. Приходилось работать, прикрываясь сугубо военным, прикладным характером исследований. Результаты подавались, как инженерные решения для конкретных военных разработок. И только после 1958 года, когда обвинения с кибернетики, как лженауки, сняли, удалось легально продолжить математические исследования в области боевой эффективности ракетного вооружения.
Второй бедой того времени было засилие партийных дисциплин в учебном процессе. Адепты диалектического материализма ежедневно выхолащивали инакомыслие из умов будущих руководителей армии. А партийные функционеры забивали мозги марксистко-ленинской идеологией.
Разгребанием этих авгиевых конюшен в головах будущих генералов и занималась Вентцель Е.С. и ее немногочисленные коллеги из старой гвардии научной интеллигенции. И делалось это в основном личным примером, своей непримиримой позицией в борьбе с махровыми партийцами, на грани закона. А законы в то время защищали не человеческие, а только партийные ценности.
В доперестроечные времена военная интеллигенция к управлению никогда не рвалась, лишь бы сохранить хоть остатки российской военной мудрости. Ведь была же она! Всех били росичи, не отдали ни клочка своей земли. Наоборот, соседи просились под могучее российское крыло. И ширилась, и крепла империя! А когда крыло подгнило, перышки облетели – и соседи побежали под чужие крылышки. Империи не стало…
Преподавателей, как таковых, ни одна академия не готовит. Происходит медленный естесственный отбор на талант преподавателя. Не всем дано летать, не всем дано и учить других. Тут, кроме знаний – еще и призвание необходимо. Учиться легко – научить трудно…
Любое обучение обязательно основано на положительных эмоциях к предмету и преподавателю. Тут палкой делу не поможешь. Устав же армейский требовал – палкой. Только просмотрев огромный список предусмотренных в уставе наказаний и коротенький – поощрений, сразу становится видно, какова основа нашей армии. А основой армии всегда называли дисциплину. У нас армия основана на палочной дисциплине – на основе наказаний.
Высокоинтеллектульной преподавательской среде приходилось туго. Находились они между молотом – уставом и начальством, и наковальней – курсантами и слушателями. Не позавидуешь… И все-таки сохранить и привить культуру отношений даже в этих условиях удавалось. К слушателям и курсантам обращались только на „Вы”, и только по фамилии. К преподавателю – только по званию. К гражданским – по имени и отчеству. Никакого панибратства, никаких ”колей”, ”васей”, не допускалось. С одной стороны - это обеспечивало достаточное расстояние между слушателем и преподавателем. С другой стороны – сохранялось уважительное отношение друг к другу. Ни один преподаватель не допускал перехода на крик, тем более оскорбления или унижения . И поэтому удавалось на всех занятиях сохранять деловую, но благожелательную атмосферу.
Отношение к преподавателям-женщинам в военных учебных заведениях – всегда особое. Оценивались не столько чисто преподавательские качества – изложение материала, уровень требовательности, терпимости, но еще в большей степени – личные качества. А в этом плане Елена Сергеевна для многих поколений выпускников академии стала идеалом русской женщины, идеалом культуры, поведения, высочайшей морали, законодателем этических и эстетических норм.
И идеалом служения не только Родине, но и науке. По ее учебникам училось, и будет учиться, еще не одно поколение слушателей и студентов. По доходчивости и простоте изложения с ними до сих пор никто не может соперничать.
Ее жизнь – постоянная борьба. Хоть пафосно, но иначе не скажешь. Постепенно борьба с научных фронтов у Елены Сергеевны переходит на писательский фронт. Проблемам выдавливания из своей души раба посвящена вся ее литературная деятельность. Писать она начала еще в школьные годы. Бог одарил ее, кроме таланта ученого, еще и легким пером писателя. Даже сухие математические учебники она смогла сделать высокохудожественными произведениями. А что говорить о ее поэтической прозе? Иначе не скажешь. Заметным в писательской среде ее сделал первый же опубликованный в 1962 году рассказ «За проходной» с размышлениями о трудностях жизни простого научного сотрудника. О месте и понимании красоты в нашем перевернутом мире. За ним последовал рассказ «Дамский мастер». А потом - осмысление судьбы женщины-ученой в рассказе «Под фонарём», изданном в 1965 году.
За повесть «На испытаниях» в 1967 — об учёных-оборонщиках, на Елену Сергеевну обрушила гнев и недовольство чуть не вся армейская верхушка. Всего лишь за правдивое описание испытаний ракетной техники .
Вышедшая в 1970 году повесть «Маленький Гарусов» опять посвящена тяжелой судьбе человека, брошенного и забытого великим государством.
Романом «Кафедра», впоследствии экранизированным, зачитывались все вузы страны. Никто до Вентцель Е.С. не осмелился выставить напоказ тайны университетских чиновников. Потом последовали повесть «Вдовий пароход» (1981) и роман «Пороги» (1981).
Роман «Свежо предание» написанный в 1962 году был опубликован только через 33 года в 1995 году в Америке, и еще через два года – в России. Каков же страх вызывала эта хрупкая женщина у власть предержащих, какая же сила была заключена в ее слове? А ведь роман всего лишь сопереживал тяжкой доле еврейского населения и его беззащитности.
Последняя повесть «Хозяйка гостиницы» также была экранизирована.

В своей борьбе за честь и судьбу русского народа Елена Сергеевна Вентцель не ведала страха. Она сознательно шла на столкновение с невежеством, ханжеством, подлостью, несправедливостью – и побеждала.
Такой она и осталась в наших сердцах – поэтической героиней нашей эпохи!

Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ