Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Можайский
Александр Фёдорович

Номинирован пользователем Tropez

9 марта 1825 — 20 марта 1890
Изобретатели
всего голосов
54

Создание первого летательного аппарата

Tropez, 21 октября 2010

17 декабря 2003 года весь мир отмечал 100 лет со дня полета первого в мире самолета. Аэроплан, построенный братьями Райт, поднялся в воздух и пролетел 37 метров за 12 секунд. Как считается, с того дня и началась история авиации. Но мы часто забываем о том, что первый в мире аэроплан был построен в России на 20 лет раньше братьев Райт - в 1883 году, а его изобретатель-Александр Можайский…

Александр Фёдорович Можайский родился в семье потомственного моряка. Он начал служить мичманом и закончил контр-адмиралом. Годы морской службы, 7 лет плаваний по Белому, Баренцеву, Норвежскому, Северному и Балтийскому морям закалили волю молодого моряка, умножили его знания и практический опыт, что сыграло позже немаловажную роль. Идея создания "летательного аппарата тяжелее воздуха" зародилась у изобретателя ещё давно. В 1860 году Можайский был временно откомандирован со флота в Вологодскую губернию. Именно там будущий изобретатель сделал первые шаги в воздухоплавании. Он наблюдал за полетом птиц и проводил опыты с воздушными "змеями". Сам ученый впоследствии назвал эти годы "годами плодотворного труда по вопросам воздухоплавания". В 1872 Александр Можайский первым в мире установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки. Немецкий исследователь и планерист Лилиенталь проделал аналогичную работу на 17 лет позже русского изобретателя.

В сентябре 1876 года Можайский построил первую летающую модель самолета. Один из членов Московского технического комитета писал по этому поводу: "…аппарат, при помощи своих двигательных снарядов, не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полета аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении... ". Но эту летающую лодку ещё нельзя было назвать самолетом. Однако изобретатель, вдохновленный первыми успехами, приступил к созданию летательного аппарата в натуральную величину. Но сооружение такого аппарата требовалось немало денежных средств, и Можайский неоднократно обращался в высшие органы с просьбой о материальной помощи проекта.

Надо заметить, что государство скептически относилось к этой задумке. Ещё бы, ведь человечество пыталось научиться летать тысячами лет, но безрезультатно. Казалось бы невероятным создание такого аппарата. За все время работы над проектом деньги Александру Федоровичу были выделены всего 2 раза- 3000 рублей, выделенные "особой комиссией" благодаря поддержке Д.И. Менделеева и 2500 рублей, выделенные Можайскому военным ведомством "…ввиду действительно важных в военном отношении результатов, которые можно ожидать от успешного решения вопроса о воздухоплавании…". Изобретателю пришлось одно из своих имений, что бы продолжить проект. Строительство самолета продолжалось, и 4 июня 1880 года Александр Можайский обратился в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретенный им "воздухолетательный снаряд" ,который получил 3 ноября 1881 года.

Это был первый в мире патент на самолет, и он был выдан русскому изобретателю-моряку капитану 1 ранга Александру Федоровичу Можайскому. Но финансов на дальнейшее развитие проекта не хватало, а работ предстояло ещё много. Деньги Можайскому не выделяли, и тогда изобретатель продал второе имение, принадлежащее ранее его жене. На эти деньги он закончил строительство самолета и начал проводить наземные испытания. На протяжении двух лет Александр Фёдорович Можайский доводил конструкцию своего изобретения.

 Летом 1882 года самолет, названный им "Жар-Птица", был готов. Все испытания проводились в полной секретности. В Красном Селе 20 июля 1882 присутствовали представители военного ведомства. По многочисленным свидетельствам очевидцев, самолёт разбегается по деревянному настилу, взлетает, пролетает насколько десятков метров, накреняется и задевает крылом землю. Полет указал некоторые недостатки изобретения. Сам самолет был поврежден во время "приземления". Хотя полет и показал, что создание "летательного аппарата тяжелее воздуха" возможно, проект не получил должной поддержки со стороны государства, несмотря на всю свою перспективность. Более того, царские чиновники и иностранцы на русской службе сделали все для того, чтобы не только успехи русского изобретателя, но и его имя были забыты. А вскоре умер и сам Можайский.

Возможно, что если бы правительство уделило больше внимания идее Александра Федоровича Можайского, то через несколько лет первый в мире полноценный летательный аппарат был бы создан именно Россией. Но с полной уверенностью можно сказать, что аппарат Можайского положил начало новой эре- эре авиации. Основываясь на опытах Александра Федоровича Можайского, русские инженеры-конструкторы создали в 1913 году тяжелый самолет "Русский витязь". Вслед за ним в 1914 году была построена серия самолетов типа "Илья Муромец" улучшенной конструкции. Гений Можайского на десятилетия опережал его эпоху. Не получая ни помощи ни средств от государства, он не сдавался и продолжал свои исследования в области воздухоплавания, а в конце жизни написал о себе: "Я желал быть полезным своему Отечеству..."


Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ